Как защитить свои гаджеты от мошенников

Киберпреступники постоянно охотятся на чужие личные данные. Атакуют телефоны, планшеты и компьютеры с помощью вредоносных программ, выманивают секретную информацию у банковских клиентов уловками социальной инженерии. Рассказываем, как защитить свою конфиденциальность и дать отпор злоумышленникам.

Какие данные нужны мошенникам?

Ключом к деньгам на вашем счете могут стать реквизиты карты, включая срок действия, три цифры с оборота, а также пароли и коды из уведомлений банка. Либо логины и пароли от вашего онлайн-банка и других приложений и личных кабинетов, к которым привязана платежная информация.

Мошенники выманивают конфиденциальные данные с помощью социальной инженерии и фишинга.Нередко они рассылают сообщения со ссылками на вредоносные программы или файлами, содержащими вирусы. С помощью них киберпреступники надеются получить удаленный доступ к гаджетам и украсть с них секретные данные.
Банк ничего не компенсирует, если человек сам сообщил мошенникам конфиденциальную информацию или добровольно установил шпионскую программу.

Как защитить устройства от киберпреступников?

  • Пользуйтесь антивирусами
    Установите антивирусные программы на все гаджеты, которыми пользуетесь. Тогда мошенники не смогут завладеть данными с вашего устройства, даже если вы перейдете по вредоносной ссылке. Главное не забывать обновлять защитные системы.
  • Постоянно обновляйте систему
  • Скачивайте только проверенные приложения
  • Не устанавливайте программы по просьбе незнакомцев
  • Изучайте настройки конфиденциальности
  • Выбирайте сложные пароли

Как обезопасить данные на случай пропажи телефона?

Эти риски стоит продумать заранее. Выполните три шага:
1.    Включите блокировку
Для защиты устройства включите автоматическую блокировку экрана. Используйте пароль, отпечаток пальца или Face ID – функцию распознавания лица владельца.
2.    Настройте отслеживание
Установите программу, позволяющую дистанционно отслеживать местоположение устройства. В случае кражи или потери вы сможете видеть, где находится ваш гаджет, подключиться к нему и даже удаленно стереть с него всю информацию. К примеру, в устройствах на базе с Android есть функция поиска телефона Google Find My Device, в девайсах Samsung – схожая опция Samsung Find My Mobile, на платформе iOS – Find My iPhone. Обязательно заранее активируйте их в настройках гаджета.
3.    Создавайте резервные копии
Регулярно делайте «бэкап» – резервное копирование ваших данных. Эта опция позволяет сохранять конфигурацию настроек вашего устройства, все приложения и другую информацию. Это поможет быстрее восстановить данные с потерянного или украденного телефона и перенести их на новый.

Что делать, если телефон украли?

Если вы лишились телефона с номером, который привязан к вашему банковскому счету, действуйте, как при потере карты. Звоните в банк на горячую линию или бегите в его отделение и просите блокировать все карты, мобильный и онлайн-банк.
После этого на всякий случай позвоните на свой номер: возможно, телефон кто-то нашел и готов вам его вернуть.
Если же гаджет своровали, напишите в полиции заявление о краже. Возьмите заверенную копию этого заявления – оно может понадобиться в банке, если преступники успеют взломать телефон и онлайн-банк и украсть деньги со счетов.

Как быть, если мошенники взломали украденный телефон и вывели деньги со счетов?

В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию только при двух условиях:
1 Вы не нарушали правил безопасности. Например, не сообщали мошенникам конфиденциальные данные карты, логины и пароли от онлайн-банка, ваше устройство на момент кражи было защищено паролем, как и все приложения, к которым привязана платежная информация.
2 Вы вовремя оспорили списание – не позднее следующего дня после того, как получили от банка уведомление об операции, которую не совершали.
Чтобы возместить потери, как можно скорее пишите в банк заявление, что операции прошли без вашего согласия, просите провести внутреннее расследование и вернуть деньги. Подчеркните, что вы соблюдали правила кибергигиены.

И приложите копию заявления о краже телефона, которое вы составили в полиции.
Если на вас оформили кредит, то отдельным заявлением требуйте у банка признать договор недействительным. Просите отложить начало выплат по кредиту до завершения расследования. В случаях, когда банк не соглашается на отсрочку платежей, лучше их вносить, чтобы не испортить свою кредитную историю. Когда договор аннулируют, вы сможете потребовать, чтобы вам вернули уплаченное.
Если вы соблюдали все требования безопасности, но банк не прислушивается к вашим доводам, жалуйтесь на него в интернет-приемную Банка России.
Подробнее о том, как обезопаситься от киберпреступников, читайте в тексте «Как уберечь себя и близких от финансового мошенничества».
Истории о других схемах, с помощью которых аферисты крадут данные и деньги, и советы, как вовремя распознать обман, вы найдете в разделе «Грабли».